Чип-тюнинг. Выбор специалиста.

Наши размышления вслух и советы для тех, кто внес изменения в конструкцию своего автомобиля, либо только намеревается это сделать: форсировать двигатель, провести только тюнинг системы управления двигателем, дооснастить двигатель газобалонным оборудованием (ГБО). 
Посетитель практически любого сайта посвященного диагностике и чип-тюнингу автомобилей, в разделе чип-тюнинга, как правило, прочитает что: «Перед производителями автомобилей всегда стояла сложная задача – … Однако ... . Кроме этого ... . Цель чип-тюнинга ... . Мы предлагаем: чип-тюнинг с индивидуальной настройкой... и т. п.». На большинстве сайтов даже слова не переставляются местами. Можно только согласиться со всеми данными утверждениями, все это действительно так и любознательный человек может найти достаточно информации на данную тему. Ситуация понятна, все это – реклама. 
1. Заявляется: «Мы занимаемся чип-тюнингом!» 
2. Подтверждается безусловный факт, что чип-тюнинг - бюджетный вариант, позволяющий в определенных пределах изменить поведение автомобиля. 
3. Также подтверждается безусловный факт, что проведя тюнинг «железа» двигателя, его форсирование, тюнинг: цилиндропоршневой группы (ЦПГ), газораспределительного механизма (ГРМ) и т.д., можно получить большую мощность.
4. Вопросы плагиата оставляем без комментария.
Возможно, и наши размышления вслух также будут тиражировать в качестве рекламы без указания ссылки на первоисточник. В данной статье мы также говорим, что выполняем чип-тюнинг автомобилей. Но обращаемся, в первую очередь, к человеку вдумчивому, к тому, у кого «голова не только для того, чтобы шапку носить», пишем данную статью с целью обратить Ваше внимание на важность вопроса выбора грамотного специалиста, уж больно много желающих урвать кусок пожирнее, а там - хоть трава не расти.
Перед принятием решения каждый наверняка узнает мнение своих знакомых по интересующему его вопросу. Рекомендуем посетить в интернете специализированные форумы и конференции, посвященные чип-тюнингу, либо обратиться к технической литературе по данной тематике. Тот, кто управляет автомобилем с грамотно перепрограммированной системой управления, однозначно высказывается в пользу чип-тюнинга контроллера. Те, кто решил провести «железный» тюнинг двигателя знают, что им необходимо провести и чип-тюнинг блока управления.
Наши особые рекомендации, если это возможно, пообщайтесь с несколькими специалистами чип-тюнинга «в живую» и составьте представление об уровне их квалификации. Возможно, Вы выясните, что «специалист» имеет смутные представления: об устройстве двигателя, о том, как система управления стремится обеспечить оптимальную работу последнего на различных режимах и в различных условиях.
Человек, выполняющий любую работу за отдельную плату, должен, как минимум, понимать, что он делает, разбираться до мелочей в своем деле, совершенствовать свои знания и мастерство. От ошибок никто не застрахован, но если ты изменяешь конструкцию чего-либо, вмешиваешься в протекание какого-либо процесса - будь добр, изучи, разберись, повысь свою квалификацию.

Приведем пример горе-работника, специалистом назвать такого не поворачивается язык.

На автомобиль с карбюраторным двигателем поставлено эжекторное (не распределенный впрыск газа) газобалонное оборудование (ГБО). Установщик ГБО или хозяин авто прерывателем-распределителем, трамблером, изменяет угол опережения зажигания (УОЗ) в более раннюю сторону - автомобиль на газе поехал «веселее». 
На автомобиль с инжекторным двигателем (нормы токсичности ЕВРО) поставлено эжекторное ГБО: загорается лампочка «проверь двигатель», начинаются проблемы при пуске двигателя и т.д. Автовладелец обращается к специалисту по чип-тюнингу, тот перепрограммирует контроллер – лампочка тухнет, проблемы с пуском двигателя пропали, у автомобиля появилась приемистость и тяга при движении на газе. Отметим, если ГБО устанавливается на автомобиль с инжекторным двигателем под Российские нормы токсичности, лампочка «проверь двигатель» не зажигается, установщики ГБО, как правило, выполнить чип-тюнинг автовладелецу не рекомендуют, тот по незнанию может и не обратиться к специалисту по чип-тюнингу для перепрограммирования контроллера, однако, если провести перепрограммирование блока управления, при работы на газе тяга автомобиля улучшается, вспомним о карбюраторном двигателе. Заметьте, если установщик ГБО не рекомендует провести чип-тюниг, значит он просто ничего не знает о разных скоростях горения бензина и газа, не представляет себе назначение УОЗ, не понимает азов работы двигателя внутреннего сгорания, он не специалист, он - работник. Надеюсь, он не сознательно вводит своих клиентов в заблуждение или сознательно? Ведь, если при заданной величине подачи газового топлива объективно увеличивается мощность двигателя после правильной установки УОЗ, значит возрос КПД двигателя. Несомненно и то, что мощность двигателя при работе на бензине выше, чем при работе на газе. Напомним, позднее зажигание  снижает ресурс двигателя и понижает его КПД.

Появилось ГБО с распределенным впрыском газа через форсунки. ГБО поставили, установщики взяли порядка 30 тыс. руб., про чип-тюнинг молчат, даже еще и говорят Вам: "Перепрограммировать контроллер не надо, лампочка ведь не горит, наше инжекторное ГБО всем управляет! Все ОК!» Что касается слов: "Наше инжекторное ГБО всем управляет! Все ОК!" - большой вопрос?! Кстати, если перепрограммировать блок управления, автомобиль вдруг почему-то, к удивлению установщиков ГБО, начинает ехать резвее. Подумайте о КПД двигателя и УОЗ, вспомните про ресурс двигателя.

Но главное, после манипуляций таких горе-"специалистов", - Машины ГОРЯТ!!! На некоторых автомобилях, на которые поставлено ГБО с распределенной подачей газа через форсунки и не проведен чип-тюнинга ЭБУ, например «Газели» с нормами токсичности ЕВРО-3, электронные педаль и дроссель, вдруг начинает до красна раскаляться выпускной коллектор!!! Человек обращается к установщикам ГБО - установщики ГБО в ответ: «С нашим оборудованием все ОК! Это дело не про нас!»

Задайте установщикам ГБО вопрос, как будет вести себя двигатель, работающий на бензине при позднем зажигании, что будет происходить с выпускным коллектором, как это отразится на ресурсе двигателя и т.д., к каким неисправностям ведет позднее зажигание, во что Вам обойдется ремонт? Обратите внимание, мы поставили вопрос о работе двигателя на бензине!

Спросите, что необходимо учитывать при смене вида топлива, бензин – газ, что физически происходит? Пусть объяснят подробно.

Спросите что такое скорость горения топлива и от чего она зависит? Пусть объяснят подробно.

Спросите, что такое форсирование и дефорсирование двигателя? Пусть объяснят подробно. При переводе двигателя с бензина на газ, можно говорить о дефорсировании.

Не забывайте, Ваш двигатель проектировался работать на бензине. А как же ГБО, что, его нельзя устанавливать? Можно, но следует принимать необходимые меры - чип-тюнинг.

При комплектовании инжекторного двигателя любым газобалонным оборудованием, в том числе и ГБО с распределенной подачей газа через форсунки чип-тюнинг необходим!!!

Повторим. Человек, который обслуживает двигатели, вносит изменения в его конструкцию или изменяет режим и условия его работы должен обладать необходимыми знаниями. Установщики ГБО или продавцы торговой точки рекомендуют заменить свечи зажигания – поинтересуйтесь у них: что такое калильное зажигание, что такое горячая или холодная свеча, на что влияет величина зазора между электродами свечи? Обратите внимание на центральный электрод у свечей и, если увидите различие по толщине, спросите: «Для чего и почему?»

Мы немного поговорили о ГБО и чип-тюнинге под ГБО. ГБО Вам безразлично, Вас интересует только чип-тюнинг, быть может Вы размышляете над «железным» тюнингом двигателя.

Вам обещают "золотые горы" - спросите про углы открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов, спросите про их перекрытие, поинтересуйтесь эффектом газодинамического наддува, уточните, а что произойдет, если мы поставим разрезную шестерню распредвала, например, на двигатель ВАЗ 2111 и будем ею менять фазы ГРМ? А если  имеем двигатель 16v, два вала и две шестерни?  Поинтересуйтесь, на что, например, влияет угол опережения открытия впускных клапанов, запаздывания закрытия выпускных клапанов, на различных оборотах, спросите, как эффективно настроить фазы ГРМ, можно ли на работающем двигателе посмотреть ФГР и как это сделать практически? Поинтересуйтесь, существуют ли моторы с изменяемыми фазами(VVT ,VANUS,VTEC…), с изменяемой высотой подъема клапанов (VVTL), назначение и тех и других - обеспечивать максимальный коэффициент наполнения цилиндров во всём диапазоне оборотов и нагрузок? Наконец, просто попросите объяснить Вам, что физически происходит тогда, когда открывается – закрывается дроссельная заслонка и почему меняются обороты двигателя? Кислород необходим не только для горения. Специалисты знают что, чем больше воздуха поступило в цилиндр на такте впуска - тем давление выше. Чем выше давление в цилиндре перед воспламенением смеси, тем больше отдача двигателя. Меньше давление в цилиндре — меньше момент на выходе.
Не стесняйтесь задавать вопросы! Ваша задача – не ошибиться при выборе специалиста, который внесет изменения в работу системы управления двигателем! Двигатель Ваш!
Если Ваш собеседник уверенно отвечает на все вопросы, наверняка он достаточно хорошо понимает на что повлияют изменения, которые он внесет, такому специалистом вполне можно доверить свой автомобиль.

Статья будет продолжена. Рекомендуем прочитать статьи раздела: Диагностика автомобилей.

Сергей Плахута
г.Белгород